{:ru}
Ставки по взносам и отчислениям на ОСМС остаются прежними. Но из-за утверждения нового размера минимальной заработной платы, которая является базовым расчетным показателем, конечные суммы корректируются. Так сколько мы будем платить на ОСМС в следующем году? Руководитель управления прогнозирования Фонда социального медицинского страхования Актолкын Султанова дала разъяснения по всем категориям плательщиков.
РАБОТОДАТЕЛИ – 3%
Работодатели производят отчисления за работника в размере 3% от заработной платы, при этом облагаемый ежемесячный доход не должен превышать 10 МЗП (850 000 тенге в 2024 году), то есть максимально возможная сумма отчислений работодателя составит 25 500 тенге в месяц.
Эти средства не удерживаются из зарплаты работника, их работодатель оплачивает за счет предприятия.
РАБОТНИКИ – 2%
Наемные работники и работники, оказывающие услуги на основе договора ГПХ, делают взносы на ОСМС в размере 2% от своего ежемесячного дохода. Объект обложения не должен превышать 10 МЗП (850 000 тенге в 2024 году) в месяц со всех рабочих мест, то есть максимально возможный взнос работника составит 17 000 тенге.
Как рассчитывать взносы, если работаешь в двух местах?
Как уточнила Актолкын Султанова, при оплате взносов предельный доход учитывается совокупно со всех мест работы. К примеру, сотрудник имеет оклад в 600 000 тенге. Параллельно он оказывает кому-то услуги по договору ГПХ и получает 350 000 тенге. Общий доход составляет 950 000 тенге, то есть превышает 10 МЗП. В данном случае на одном рабочем месте с работника должны удержать взносы в полном размере: например,
600 000 * 2% = 12 000 тенге. А на втором месте работы удерживают лишь оставшуюся от максимального платежа часть: 17 000 тенге (максимально возможный взнос) – 12 000 тенге (оплаченный взнос с первого места работы) = 5 000 тенге (взнос со второго места работы).
Для того, чтобы второй работодатель правильно рассчитал размер взноса, работник должен предоставить ему справку с первого места работы о перечисленных взносах. Иначе при отсутствии такой справки со второго места работы взносы будут удержаны в полном размере, то есть образуется излишне уплаченная сумма», – пояснила представитель Фонда.
ПЛАТЕЛЬЩИКИ ЕДИНОГО ПЛАТЕЖА – 21,5%.
Единым платежом с заработной платы называют альтернативу стандартного способа расчета ряда налоговых платежей – это объединение пяти платежей с заработной платы:
- обязательные пенсионные взносы;
- социальные отчисления;
- взносы на ОСМС;
- отчисления на ОСМС;
- индивидуальный подоходный налог.
Использовать единый платеж разрешено ИП и юридическим лицам малого и среднего бизнеса, работающим по упрощенной декларации и специальному налоговому режиму для производителей сельскохозяйственной продукции.
Ставка единого платежа в 2024 году составляет 21,5% от фонда оплаты труда. Уплата единого платежа производится ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, одним платежом на счет Государственной корпорации.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ – 5 950 ТЕНГЕ
ИП платят 5% от 1,4-кратного МЗП. В 2024 году это: (1,4 * 85 000) * 5% = 5 950 тенге.
Важно помнить, что если индивидуальный предприниматель сдает отчетность «по нулям», но официально не приостановил свою деятельность, то он должен продолжать оплачивать взносы, как того требует Налоговый кодекс. Иначе возникнет задолженность.
САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ (ПЛАТЕЛЬЩИКИ ЕСП)
Единый совокупный платеж был введен временно на 5 лет (с 1 января 2019 до 1 января 2024 года) для неформально занятых граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП. Соответственно в следующем году ЕСП не будет.
Поэтому самозанятые могут получить статус двумя способами:
— зарегистрироваться в качестве ИП и платить взносы как индивидуальный предприниматель;
— оплачивать взносы в качестве самостоятельного плательщика.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЛЬЩИКИ – 4 250 ТЕНГЕ
Для самостоятельных плательщиков размер взносов исчисляется по формуле: 5% * 1 МЗП = 4 250 тенге.
Актолкын Султанова напомнила, что незастрахованные граждане могут воспользоваться удобным и выгодным способом стать участником системы ОСМС, оплатив взносы в качестве самостоятельного плательщика сразу за 12 будущих месяцев. При этом важно провести оплату за каждый месяц в отдельности. В таком случае задолженность за прошлые месяцы, если она имелась, аннулируется.
ВЗНОСЫ ГОСУДАРСТВА – 5 853 тенге
Так как система ОСМС в Казахстане социально ориентированная, государство продолжает оплачивать взносы за граждан из 15 льготных категорий. В 2024 году взнос государства за одного льготника в месяц составит 5852,63 тенге (1,9% от объекта исчисления взносов государства, то есть среднемесячной заработной платы, предшествующей двум годам текущего финансового года, определяемой уполномоченным органом в области государственной статистики).
КАК УПЛАЧИВАТЬ ВЗНОСЫ САМОЗАНЯТЫМ, ИП, САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЛЬЩИКАМ
Перечислить платеж можно через любое отделение банка второго уровня, АО «Казпочта», мобильные приложения банков, терминалы самообслуживания.
Важно:
- правильно указать ИИН и ФИО плательщика;
- через 2-3 дня после оплаты проверить статус в ОСМС, при его отсутствии – перепроверить данные в платеже.
- для ИП: подготовить и сдать отчетность в налоговые органы;
- оповестить о перечислении платежа своих работников.
Проверить статус застрахованности можно следующими способами:
- мобильное приложение Qoldau 24/7
- официальный сайт fms.kz
- @SaqtandyrýBot в Telegram
- Контакт-центр 1414
- мобильное приложение Damumed
- мобильное приложение Halyk
- мобильное приложение BCC.KZ
- мобильное приложение Kaspi.kz
- сайт электронного правительства egov.kz – через государственную услугу «Предоставление информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе обязательного социального медицинского страхования».
{:}{:kz}МӘМС жарналары мен аударымдары бойынша ставкалар өзгеріссіз қалады. Бірақ базалық есептік көрсеткіштің – ең төменгі жалақының (ЕТЖ) – жаңа мөлшерлерінің бекітілуіне байланысты төлем сомалары өзгереді. Сонымен, келесі жылы МӘМС-ке қанша төлейміз? Әлеуметтік медициналық сақтандыру қорының болжау басқармасының басшысы Ақтолқын Сұлтанова төлеушілердің барлық санаттары бойынша түсініктеме берді.
ЖҰМЫС БЕРУШІЛЕР – 3%
Жұмыс берушілер қызметкер үшін жалақының 3% мөлшерінде аударымдар жүргізеді, бұл ретте салық салынатын ай сайынғы табыс 10 ЕТЖ (2024 жылы 850 000 теңге) аспауға тиіс, яғни жұмыс берушінің аударымдарының ең жоғары төленетін сомасы айына 25 500 теңгені құрайды.
Бұл қаражат қызметкердің жалақысынан ұсталмайды, оларды жұмыс беруші кәсіпорын есебінен төлейді.
ҚЫЗМЕТКЕРЛЕР – 2%
Азаматтық-құқықтық сипаттағы шарты негізінде қызмет көрсететін жалдамалы жұмыскерлер мен жұмыскерлер МӘМС-ке ай сайынғы табысының 2% мөлшерінде жарна төлейді. Салық салу объектісі барлық жұмыс орындарынан айына 10 ЕТЖ (2024 жылы 850 000 теңге) аспауы тиіс, яғни қызметкердің жалақысына қарай, төлейтін ең жоғары жарнасы 17 000 теңге болуы мүмкін.
Егер екі жерде жұмыс жасасаңыз, жарналарды қалай есептеу керек?
Ақтолқын Сұлтанова атап өткендей, жарналарды төлеу кезінде шекті табыс барлық жұмыс орындарына қарай ескеріледі. Мысалы, қызметкердің жалақысы 600 000 теңгені құрайды. Сонымен қатар, АҚС шарты бойынша қызмет көрсетіп, 350 000 теңге жалақы алады. Жалпы табыс 950 000 теңгені құрайды, яғни 10 ЕТЖ-дан асады. Бұл жағдайда қызметкердің бір жұмыс орнынан жарналар толық мөлшерде ұсталуы керек. Мысалы: 600 000 * 2% = 12 000 теңге. Ал екінші жұмыс орнында ең жоғары төлемнен қалған бөлігі ғана ұсталады: 17 000 теңге (ең жоғары төленетін жарна) – 12 000 теңге (бірінші жұмыс орнынан төленген жарна) = 5 000 теңге (екінші жұмыс орнынан жарна).
Екінші жұмыс беруші жарна мөлшерін дұрыс есептеуі үшін қызметкер оған аударылған жарналар туралы бірінші жұмыс орнынан анықтама беруі керек. Анықтаманы тапсырмаған жағдайда екінші жұмыс орнынан жарналар толық мөлшерде ұсталады, яғни артық төленген сома қалыптасады», – деп түсіндірді қор өкілі.
БІРЫҢҒАЙ ТӨЛЕМ ТӨЛЕУШІЛЕР-21,5%.
Жалақыдан ұсталатын бірыңғай төлем – бұл бірқатар салық төлемдерін есептеудің стандартты әдісіне балама. Жалақыдан ұсталатын мындай бес төлемді біріктіреді:
- міндетті зейнетақы жарналары;
- әлеуметтік аударымдар;
- МӘМС жарналары;
- МӘМС-ға аударымдар;
- жеке табыс салығы.
Бірыңғай төлемді жеңілдетілген декларация және ауыл шаруашылығы өнімдерін өндірушілерге арналған арнайы салық режимі бойынша жұмыс істейтін жеке кәсіпкер мен шағын және орта бизнестің заңды тұлғасы пайдалануға рұқсат береді.
2024 жылы бірыңғай төлем мөлшерлемесі еңбекақы төлеу қорының 21,5% құрайды. Бірыңғай төлемді ай сайын есепті айдан кейінгі айдың 25-күнінен кешіктірмей Мемлекеттік корпорацияның шотына бір төлеммен жүргізіледі.
ЖЕКЕ КӘСІПКЕРЛЕР — 5 950 ТЕҢГЕ
Жеке кәсіпкерлер 1,4 еселенген ЕТЖ-дан 5% төлейді. 2024 жылы: (1,4 * 85 000) * 5% = 5 950 теңге.
Егер жеке кәсіпкер есептілікті «нөлмен» тапсырса, бірақ өз қызметін ресми түрде тоқтатпаса, онда ол Салық кодексі талап еткендей жарналарды төлеуді жалғастыруы керек екенін есте ұстаған жөн. Әйтпесе, қарыз пайда болады.
ӨЗІН-ӨЗІ ЖҰМЫСПЕН ҚАМТЫҒАН АЗАМАТТАР (БЖТ ТӨЛЕУШІЛЕР)
Бірыңғай жиынтық төлем кәсіпкерлік қызметті ЖК ретінде тіркеусіз жүзеге асыратын бейресми жұмыспен қамтылған азаматтар үшін уақытша 5 жылға (2019 жылғы 1 қаңтардан 2024 жылғы 1 қаңтарға дейін) енгізілді. Тиісінше, келесі жылы БЖТ болмайды. Сондықтан өзін-өзі жұмыспен қамтығандар мәртебені екі жолмен ала алады:
— жеке кәсіпкер ретінде тіркелу және жарналарды ЖК ретінде төлеу;
— жарналарды дербес төлеуші ретінде төлеу.
ДЕРБЕС ТӨЛЕУШІЛЕР – 4 250 ТЕҢГЕ.
Дербес төлеушілер үшін жарналардың мөлшері мына формула бойынша есептеледі: 5% * 1 ЕТЖ = 4 250 теңге.
Ақтолқын Сұлтанова сақтандырылмаған азаматтар МӘМС жүйесінің қатысушысы болудың ыңғайлы және тиімді тәсілін пайдаланып, жарналарды алдағы 12 айға дербес төлеуші ретінде төлей алатынын еске салды. Бұл жағдайда әр ай үшін төлемді жеке-жеке төлеген жөн. Бұл жағдайда өткен айлардағы қарыздар болса, жойылады.
МЕМЛЕКЕТ ЖАРНАЛАРЫ – 5 853 ТЕҢГЕ
Қазақстандағы МӘМС жүйесі әлеуметтік бағдарланғандықтан, мемлекет 15 жеңілдік санатына кіретін азаматтар үшін жарналарды төлеуді жалғастыруда. 2024 жылы мемлекеттің бір азаматқа төленетін жарнасы айына 5852,63 теңгені құрайды (мемлекеттің жарналарын есептеу объектісінің 1,9%, яғни мемлекеттік статистика саласындағы уәкілетті орган айқындайтын ағымдағы қаржы жылының алдындағы екі жылға дейінгі орташа айлық жалақы).
ӨЗІН-ӨЗІ ЖҰМЫСПЕН ҚАМТЫҒАНДАР, ЖЕКЕ КӘСІПКЕРЛЕР, ДЕРБЕС ТӨЛЕУШІЛЕР ЖАРНАЛАРДЫ ҚАЛАЙ ТӨЛЕЙДІ
Төлемді екінші деңгейдегі банктің кез келген бөлімшесі, «Қазпошта» АҚ, Kaspi.kz, HalykBank мобильді қосымшалары арқылы, сонымен бірге Касса 24 және Qiwi әмиян өзіне-өзі қызмет көрсету терминалдары арқылы аударуға болады.
Маңызды:
- төлеушінің ЖСН және ТАӘ дұрыс көрсету;
- төлем жасап, 2-3 жұмыс күннен кейін МӘМС жүйесіндегі мәртебені тексеру, мәртебе берілмесе – төлемдегі деректерді жаңадан тексеру.
- жеке кәсіпкерлер назарына: салық органдарына есептілікті дайындау және тапсыру;
- өз қызметкерлерін төлем жасалғаны туралы хабарлау.
Сақтандыру мәртебесін келесі жолдармен тексеруге болады:
- Qoldau 24/7 мобильді қосымшасы
- kz ресми сайты
- Telegram-дағы @SaqtandyrýBot
- 1414 байланыс орталығы
- Damumed мобильді қосымшасы
- Halyk мобильді қосымшасы
- KZ мобильді қосымшасы
- kz мобильді қосымшасы
- egov.kz электрондық үкімет сайты – «Медициналық қызметтерді тұтынушы ретінде қатысу туралы және міндетті әлеуметтік медициналық сақтандыру жүйесінде аударымдардың және (немесе) жарналардың аударылған сомалары туралы ақпарат беру» мемлекеттік қызметі арқылы.
{:}
ScreenReader 













